Новости проекта
Научный семинар
Перенос и удаление уроков
Навстречу новым горизонтам с Парком высоких технологий
Голосование
Вы бы хотели, чтобы Ваш ребенок следующим летом:
Всего 86 человек
Голосование
Опрос для родителей: Отслеживаете ли Вы, какие сайты в сети Интернет посещает Ваш ребенок?
Всего 212 человек
Голосование
Чем бы Вы хотели, чтобы Ваш ребенок занимался в шестой школьный день
Всего 260 человек

Профилактика дорожно-транспортного травматизма среди учащихся

Дата: 26 января в 19:41
Ежегодно на дорогах Беларуси происходят сотни ДТП с участием детей. Случается это в основном потому, что дети нарушают требования Правил дорожного движения, не знают, как вести себя в условиях постоянно меняющейся дорожной обстановки.
Детям свойственна определенная беспечность — они не осознают той опасности, которую представляют собой транспортные средства. Главная задача сотрудников Госавтоинспекции, педагогов, родителей — добиться того, чтобы соблюдение Правил дорожного движения стало для детей привычкой.
Важно воспитать у школьников определенные навыки.
Научите ребенка видеть предметы, закрывающие обзор проезжей части. Для этого ему надо многократно показывать с тротуара эти предметы тогда, когда они скрывают, вот-вот скроют или только что скрыли движущийся автомобиль. Таким же образом ребенок должен научиться видеть отвлекающие факторы — сигналы опасности. К примеру, это может быть автобус, остановившийся на противоположной стороне улицы. В спешке люди нередко попадают под колеса автомобиля, т.к. их внимание в этот момент переключено только на автобус.
Этот навык воспитывается на личном примере родителей и учителей. Он очень важен для ребенка, поэтому взрослый, идя по улице с детьми, не должен торопиться, какие бы обстоятельства к этому ни принуждали.
Бордюрный камень тротуара — это граница, за которой заканчиваются привычки, действующие в быту. Научите ребенка замечать эту границу: замедлять движение, останавливаться, выдерживать необходимую паузу для психологического переключения в связи с переходом в опасную зону. И здесь пример педагогов имеет решающее значение.
Попав на проезжую часть, ребенок должен следить за своим поведением, правильно оценивать дорожную обстановку. Выработка такого навыка требует определенной тренировки. Устная информация о том, что при переходе улицы необходимо смотреть сначала направо, а затем — налево, не действует должным образом. Учите этому школьника на практике. Поиграйте с ним в игру: вы — ребенок, а он — взрослый, который переводит вас через дорогу.
Если ребенок носит очки, то важно понимать, что они корректируют только зрение «перед собой» — боковое же зрение, играющее важную
роль для юного пешехода, остается ослабленным. Таким детям необходимо также прививать навык узнавания типичных ситуаций с закры­тым обзором, отвлечением внимания, действием не глядя. Ребенок также должен уметь правильно оценить скорость приближающейся машины.
Одно неправильное действие родителей или учителей на глазах у школьника или вместе с ним может перечеркнуть все словесные предостережения. Поэтому при переходе дороги вместе с учащимся не должно быть никакой спешки на проезжей части, бега через дорогу к автобусу, разговоров о постороннем, движений наискосок, в стороне от перехода, на красный сигнал светофора.
Выделим ряд опасных ситуаций, про которые следует знать каждому школьнику.
  1. Пешеход подходит к проезжей части в месте, где не предусмотрен пешеходный переход. Что он должен сделать? Посмотреть по сторонам и найти ближайший пешеходный переход.
  2. Пешеход переходит дорогу по нерегулируемому пешеходному переходу. Одна машина останавливается. Пешеход продолжает переходить проезжую часть, и на него совершает наезд другой автомобиль из соседнего ряда.
  3. Пешеход начинает переходить дорогу на зеленый сигнал светофора. На пешехода совершает наезд автомобиль, двигающийся на красный сигнал светофора прямо через перекресток или регулируемый пешеходный переход.
  4. Пешеход начинает переходить проезжую часть, и на него совершает наезд автомобиль, поворачивающий направо.
  5. Пешеход начинает переходить проезжую часть, и на него совершает наезд автомобиль, водитель которого совершал объезд слева другого автомобиля, уступающего пешеходу дорогу.
  6. Пешеход переходит вторую половину проезжей части, и на него совершает наезд автомобиль, поворачивающий налево.
  7. Пешеход переходит вторую половину проезжей части, и на него совершает наезд автомобиль, водитель которого совершал объезд справа другого автомобиля, уступающего пешеходу дорогу.
  8. Пешеход заканчивает переход второй половины проезжей части, и на него совершает наезд автомобиль, поворачивающий направо.
  9. Пешеход заканчивает переход второй половины проезжей части, и на него совершает наезд автомобиль, водитель которого совершал объезд справа или слева другого автомобиля, уступающего пешеходу дорогу.
  10. Ребенок выбегает из-за стоящего автомобиля, не останавливаясь, и попадает под проезжающий мимо другой автомобиль.
Справочно: не стоит забывать и про пострадавших в ДТП школьников-пассажиров. Нельзя, чтобы ребенок находился в автомобиле, будучи не пристегнутым ремнем безопасности или без специального детского кресла. Телосложение ребенка отличается от телосложения взрослого человека: у ребенка тяжелая голова и легкий корпус со слабым, несформировавшимся скелетом. В случае столкновения или наезда автомобилем на препятствие первой в эпицентре удара оказывается голова ребенка.
Кроме того, могут происходить такие ситуации, когда ребенок в последний момент (прямо перед проезжающей мимо машиной) решает пересечь проезжую часть слева направо пешком или на велосипеде. Нужно объяснять детям, к каким неблагоприятным последствиям это может привести.
В соответствии с главой 11 Правил автомобильных перевозок пассажиров (далее — Правила автомобильных перевозок) автоперевозки автобусами организованных групп детей производятся согласно ряду требований.
Так, организованной считается группа количеством 8 и более человек в возрасте до 16 лет. Дети, сопровождаемые родителями, при этом не учитываются. Необходимо помнить, что стоя ехать нельзя ни детям, ни взрослым — все, кто находится в автобусе, в обязательном порядке должны сидеть. Директор, классный руководитель или другое ответственное лицо обязательно должен проинструктировать тех, кто будет сопровождать детей, относительно техники безопасности. На каждый автобус выделяется по одному сопровождающему, а если едет более 20 детей — то двое. В случаях, когда по дороге движется большая колонна автотранспорта, как правило, назначают еще и старшего сопровождающего, который едет в головном автобусе.
Помимо этого, перевозчик либо заказчик должны не менее чем за три дня направить в отдел ГАИ по месту отправления официальное уведомление, в котором необходимо указать:
  • дату поездки;
  • маршрут;
  • марку и регистрационный знак автобуса;
  • фамилии водителей. Для автомобильной перевозки автобусами групп детей на расстояние более 450 км на каждый автобус, перевозящий детей, выделяется не менее двух водителей2.
При этом к документу нужно приложить копию списка детей и сопровождающих с подписью директора и печатью школы. Если в колонне присутствует более чем три автобуса, ГАИ выделяет служебный автомобиль для сопровождения. Если же автобусов больше десяти, потребуется уже две машины. Они сопровождают колонну на протяжении всей поездки на терри­тории Беларуси.
Автобусы, на которых планируется везти детей в лагерь или на экскурсию, должны не позже чем за семь дней до перевозки обязательно пройти техосмотр либо на базе своего парка, либо на станции диагностики. Водитель должен иметь при себе акт техосмотра либо же диагностическую карту, в которой будет обозначено, что автобус пригоден к перевозке детей.
Достаточно строгие требования предъявляются и к самим водителям. К перевозке автобусами групп детей допускаются только водители, обладающие непрерывным стажем вождения не менее трех лет по категории «D». Помимо этого, такой водитель не должен на протяжении последних двух лет привлекаться к ответственности за нарушения правил езды. Естественно, водители должны отдыхать не менее 12 часов между сменами.
Везти юных пассажиров можно на скорости не более 70 км/ч, даже за городом. При этом на автобусе должен быть установлен опознавательный знак «Перевозка детей» и обязательно включен ближний свет фар или дневные ходо­вые огни.
С 23.00 до 5.00 перевозить организованную группу детей запрещено, за исключением случаев, когда пассажиров нужно подвезти к вокзалу или аэропорту или от них до ближайшего места ночлега. Также Правила автомобильных перевозок не рекомендуют перевозить детей в условиях недостаточной видимости: сильный дождь, туман, снегопад.
Если нормальному движению автобуса с детьми мешает какая-либо неисправность или выявлены нарушения Правил автомобильных перевозок, дальнейший путь запрещается до того момента, пока влияющие на безопасность обстоятельства не будут изменены.
На собраниях, проводимых с родителями в школе (гимназии, лицее), следует в том числе обратить их внимание на некоторые рекомендации, которые помогут приучить их ребенка быть внимательным на дороге.
К примеру, ребенок в первый раз отправляется в школу самостоятельно. Перед этим родители должны пройти с ним весь маршрут до школы несколько раз. Нужно изучить правила перехода проезжей части, показать места, где необходимо останавливаться и куда следует смотреть. Если на пути имеются светофоры, нужно объяснить малышу, что переходить дорогу можно только на зеленый сигнал.
Для того чтобы ребенок приучался к самостоятельности, можно ему сказать: «Я хочу вначале посмотреть, как ты пойдешь в школу один». Младшие школьники должны учиться ходить в школу самостоятельно, однако сначала это следует сделать под присмотром взрослых. Родители при этом должны быть в курсе особенностей реакции ребенка на движущийся транспорт, а также восприятия им дорожной окружающей среды. При этом необходимо развивать у ребенка наблюдательность. Вместе с первоклашкой можно придумать множество игр на развитие глазомера. К примеру, определять расстояние до приближающегося транспорта (близко-далеко), скорость (медленно-быстро), размеры (маленькие-большие).
Родители и учителя, как авторитетные для ребенка люди, всегда должны подавать пример в соблюдении Правил дорожного движения. Если папа, мама или учитель могут переходить дорогу на красный свет без последствий, то ребенок фиксирует в сознании, что это нормальная модель поведения. Нарушая правила, взрослые закладывают основу будущей трагедии.
Полезно также использовать методы убеждения и внушения, регулярно повторяя детям сле­дующие правила:
  • перед тем как выйти на проезжую часть, скажи себе: «Будь осторожен»;
  • никогда не выбегай на проезжую часть перед приближающимся транспортом: водитель не сможет сразу остановить машину;
  • перед тем как выйти на дорогу, убедись, что справа, слева и сзади (если дело происходит на перекрестке) отсутствует приближающийся транспорт;
  • не выходи на дорогу из-за автомобилей, стоящих у тротуара, либо других препятствий, закрывающих обзор;
  • выйдя из трамвая, троллейбуса или автобуса, не обходи его сзади или спереди — нужно дождаться, пока он отъедет. Поищи пешеходный переход, а если его нет поблизости, осмотрись по сторонам и переходи дорогу в тех местах, где она отлично просматривается в обе стороны;
  • не выбегай на дорогу в отсутствие пешеходного перехода. В этом месте водитель не ожидает появления пешеходов, а автомобиль не может мгновенно остановиться;
  • не выезжай на дороги и улицы на санках, самокате, роликовых коньках, велосипеде;
  • не играй рядом с проезжей частью дороги в мяч и прочие игры. Для игр есть детская площадка, двор или стадион;
  • дорогу следует переходить только поперек, а не наискосок. В противном случае ты будешь находиться на ней дольше и рискуешь попасть под машину.
Эти правила можно разместить на видном месте в классе, а также дома — например, в комнате ребенка.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ
— Запугивать детей опасностями на дорогах не следует. Страх не менее вреден, нежели ' беспечность и неосторожность. Младшие школьники уже должны уметь осознавать дорожную обстановку и ориентироваться в ней.
Одежда ребенка также имеет значение. Зимняя шапка-ушанка, капюшон, туго завязанный шарфик затрудняют поворот головы, ухудшают слух, сковывают движения.
Хорошо также задавать ребенку вопросы, которые позволяют развивать логику мышления. К примеру: «Как ты будешь действовать, если на перекрестке не работает светофор?». Очень хорошо, если ребенок вслух проговаривает свои действия. Например: «Я пропущу машину, посмотрю налево и потом перейду дорогу». Желательно, чтобы младшие школьники сопровождали слова движением тела и поворотами головы.
Ребенку нельзя механически заучивать сложные для него Правила дорожного движения. Главное — их понимание, осознание и осмысление. Тогда знания превращаются в умения и навыки и положительную привычку всегда их соблюдать.
ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ ПО ВОПРОСАМ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ
http://mvd.gov.by — сайт Министерства внутренних дел Республики Беларусь. В разделе УТАИ МВД «Социальная реклама» размещены профилактические видеоролики, видеофильмы, макеты наглядно-изобразительной продукции, аудиоматериалы.
http://mir.pravo.by — детский правовой сайт. На сайте в разделе «Азбука дорожной безопасности» размещены ПДД и дорожные знаки для детей, плакаты по ПДД для детей младшего, среднего и старшего школьного возраста, обучающие видеофильмы.
http://ish.adrive.by — на сайте размещены интерактивные ПДД, тесты и игры, плакаты для детей разного возраста и уголок безопасности.
http://pdd.by — на портале размещены уникальные задания по ПДД для детей разного возраста, интерактивные программы «Юный регулировщик», «ПДД для велосипедистов», «ПДД и ЮИД», информация об истории ПДД, административная ответственность за нарушения ПДД.
Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.