Новости проекта
Мобильное приложение Schools.by
С Днем учителя!
Голосование
Опрос для родителей: Отслеживаете ли Вы, какие сайты в сети Интернет посещает Ваш ребенок?
Всего 443 человека
Голосование
Чем бы Вы хотели, чтобы Ваш ребенок занимался в шестой школьный день
Всего 522 человека

Музейная педагогика

Дата: 12 апреля 2020 в 23:46, Обновлено 13 апреля 2020 в 00:23
Анализ научно-методической литературы и информационно-коммуникативных ресурсов по данному вопросу показал, что такое методическое направление, как музейная педагогика, актуально и имеет большой потенциал в образовании детей.
Определение
Музейная педагогика – это отрасль музееведения. Она оформилась в научную дисциплину, сочетающую в себе элементы музееведения, педагогики и психологии. Утвердившееся в 1980 - 90-е годы в российском музееведении определение «музейная педагогика» обозначило как практическую культурно-образовательную деятельность музеев, так и новую научную дисциплину. Этому способствовало соединение в музейной педагогике черт теории и методики, ее тесные связи с практикой.
Предмет изучения
В центре внимания данной научной дисциплины находится исследование закономерностей, принципов, методов работы музея со своей аудиторией.
Объект изучения
Ее главный объект - культурно-образовательные аспекты коммуникации, то есть особый подход к происходящим в музее разнообразным диалоговым процессам, ставящий задачу участия в формировании свободной, творческой, инициативной личности, способной стать активным участником диалога.
Взаимодействие с другими науками
Музейная педагогика по объекту в основном совпадает с теорией музейной коммуникации, по методу - с педагогикой и шире - с психологией. Подобно общей педагогике, музейная педагогика не только обобщает опыт, но и прогнозирует новые методики, создает музейно-педагогические программы. В силу своего междисциплинарного характера музейная педагогика как научная дисциплина, прежде всего, оперирует категориями музееведения и психолого-педагогических дисциплин (например: «музейный предмет», «музейная культура», «музейная коммуникация», «воспитание», «дидактика», «музейное образование», «музейный педагог», «визуальное мышление»). Войдя в понятийный аппарат музейной педагогики, они зачастую приобретают дополнительную интерпретацию или новые аспекты.
Из истории вопроса
Понятие «музейная педагогика» было сформировано и введено в научный оборот в начале XX века в Германии. Первоначально оно трактовалось, как направление музейной деятельности и было ориентировано преимущественно на работу с учащимися. В нашей стране понятие музейной педагогики начало употребляться с начала 1970 г. И постепенно получало все большее распространение. Авраам Моисеевич Разгон в 1982 г. на конференции в Иваново «Музей и школа» первым сказал о том, что создание такой научной дисциплины, как музейная педагогика, «находящееся на стыке целого комплекса наук, ныне представляется уже не какой-то отдаленной перспективой, а насущной практической задачей». Современная музейная педагогика развивается в русле проблем музейной коммуникации и направлена в первую очередь на решение задач активизации творческих способностей личности. С этой целью разрабатываются разнообразные методики работы с учащимися в школе, изменяющие их роль и позиции в музейно-педагогическом процессе.
Зачем нужна музейная педагогика в школах?
Она может оказать неоценимую помощь в процессе воспитания, может помочь ребенку стать творческой личностью, помогает ему прожить не одну свою жизнь, а сотни других жизней, включает в сферу культуры. В этой сфере нет места вандализму - интересно не разрушать, а созидать.
Цели музейной педагогики
Развивать эмоциональную сферу детей и воспитывать у учащихся любовь к родному краю; Формировать у учащихся способность проникать во внутренний мир (предназначение, историю, пользу, культурно-экономическое значение) предметов, постигать их истинную ценность; Воспитывать у учащихся элементы исторического сознания. Формировать у учащихся конкретные знания в области истории, воспитывать у учащихся чувства национального самосознания и любви к истории родного края.
Отличительные черты обучения в музейной педагогике
Неформальность и добровольность являются чертами музейной педагогики. Особенностью обучения является возможность максимально реализовать свои способности и удовлетворить интересы, оно стимулируется экспрессивностью, разнообразием и подлинностью музейных предметов. Обучение может осуществляться в форме экскурсий, занятий, музейных уроков.
Возможности музейной педагогики
 Музейная педагогика дает возможность: - осуществлять нетрадиционный подход к образованию, основанный на интересе детей к исследовательской деятельности и компьютерному обучению; - сочетать эмоциональные и интеллектуальные воздействия на учеников; - раскрыть значимость и практический смысл изучаемого материала; - попробовать собственные силы и самореализоваться каждому ребенку; - объяснить сложный материал на простых и наглядных примерах; - организовать интересные уроки и дополнительные, факультативные и внеклассные занятия, исследовательскую работу в школьном музее и школе.
Методы и формы музейной педагогики
Методы по преимущественному источнику получения знаний. Словесные - формы, направленные на получение основной информации в процессе рассуждений и доказательств. Наглядные - формы усвоения учебного материала, связанные с применяемыми наглядными пособиями и техническими средствами. Практические - формы овладения материалом на основе упражнений, самостоятельных заданий, практических работ.
Методы по характеру мыслительной и познавательной активности. Репродуктивные - формы овладения учебным материалом, преимущественно основанные на воспроизводящей функции памяти. Объяснительно-иллюстративные - формы, направленные на передачу детям знаний «в готовом виде»; Проблемно-поисковые - организация обучения путем самостоятельного добывания знаний в процессе решения учебных проблем, развития творческого мышления и познавательной активности детей; Исследовательские - формы, предполагающие выполнение детьми под руководством педагога отдельных исследовательских заданий.
Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.