Новости проекта
Подписывайтесь на нас ВКонтакте!
Голосование
Чем бы Вы хотели, чтобы Ваш ребенок занимался в шестой школьный день
Всего 98 человек

Как готовить ребенка к школе (рекомендации)

Дата: 19 августа в 19:51

Каждый родитель заинтересован в школьных успехах своего ребенка, получении положительных эмоций от обучения. Для этого нужно начинать заранее готовить ребенка к обучению в школе.

Ребёнка нужно обязательно готовить к обучению в школе. Такая подготовка включает и укрепление здоровья, и своевременное приобретение детьми необходимых для обучения навыков. Залог успеха – объединение усилий врачей-педиатров, родителей и воспитателей.

Дети здоровые, физически выносливые, с нормальным физическим развитием, с высокой сопротивляемостью (редко, нетяжело и недлительно болеют) легко переносят адаптацию, без затруднений справляются с учебной нагрузкой. Ослабленность организма, частые заболевания, хронические болезни – вот фактор риска в отношении готовности ребенка к поступлению в школу. К этой группе относят также детей, биологический уровень зрелости которых отстает от возрастного. Окончательно вопрос о возможности начать обучение в школе с шести лет решает врач. И если, по его заключению, надо год подождать, родителям не следует добиваться пересмотра этого решения.

Как готовить ребенка к предстоящему обучению в школе?

Эти советы адресованы всем родителям. Прежде всего, создайте у себя дома условия, способствующие нормальному росту, развитию и укреплению здоровья. Четкое и строгое выполнение режима дня приучает ребенка к определенному распорядку: в одно и то же время ложиться спать, просыпаться, принимать пищу, играть, заниматься. При достаточной продолжительности ночного и дневного (в сумме примерно 12 часов) сна дети не утомляются, с удовольствием не только играют и резвятся, но и занимаются – рисуют, вырезают, выполняют несложные работы по дому. Помните о пользе свежего воздуха – это подлинный эликсир здоровья! Примерно половину времени бодрствования (то есть около 6 часов) дети должны находиться в состоянии активной деятельности. Известно, что наибольшую пользу приносят совместные с родителями занятия. Не забывайте и о закаливании: оно надежно повышает сопротивляемость детского организма.

Затраты энергии на активный рост и большую двигательную активность полностью компенсируются только полноценным и регулярным питанием. Важным показателем готовности ребенка к школьному обучению является развитие тонкой моторики: двигательных навыков кисти. Чем больше и разнообразнее работа кисти, тем лучше и быстрее совершенствуются ее движения. При подготовке ребенка к школе важнее не учить его писать, а создавать условия для развития мелких мышц руки.

Обратите внимание на эту схему. Готовность к школе, как вы видите, включает три основные составляющие: физическую, педагогическую и психологическую. Психологическая готовность ребенка, в свою очередь, включает интеллектуальную, мотивационную, эмоционально-волевую и коммуникативную готовность.

ФИЗИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ

Все вы, я думаю, согласитесь с тем, что ребенка следует приучать к посильным физическим упражнениям и подвижным играм, так как в подвижных играх у ребенка развивается координация движений, важная при ориентировке в пространстве, происходит развитие волевых качеств, усидчивости, внимания, формируется умение выполнять правила. Хорошее развитие мускулатуры, мышц спины, в частности, позволит ребенку справиться с физическими нагрузками, которые ему придется переносить в школе. Ведь чтобы сидеть прямо в течение 35 минут урока, требуется определенная физическая подготовка. А таких уроков будет 3–4 в день. Если ребенок будет сильно уставать, то это, несомненно, негативно скажется на результатах обучения.

Кроме того, важно и то, насколько развиты у ребенка мелкие группы мышц. Пропуски букв, описки, разная высота букв – все это результат недостаточного развития «ловких» мышц руки. Развитию этих мышц способствуют такие простые и интересные для ребенка занятия, как лепка, аппликация, работа с ножницами, природным материалом, крупами, бисером. Хорошо развивает мелкую моторику рисование разными техниками: от простой штриховки до пальчикового и точечного рисунка. Существует тесная взаимосвязь между координацией движений и речью.

Однако готовность к школе не сводится лишь к физической готовности. Давайте рассмотрим следующий компонент, обозначенный в схеме.

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ

Это тот багаж знаний, умений и навыков, которыми обладает ребенок, то есть то, чему он научился в детском саду: порядковый и количественный счет, знание геометрических фигур, словарный запас, умение дифференцировать звуки, знания об окружающем мире (животных, транспорте, временах года и т.д.), знание букв и прочее. От того, с какими знаниями, умениями и навыками пришел малыш в школу, очень многое зависит. Поэтому в оставшееся до школы время уделите этому вопросу внимание. Поиграйте со своим ребенком в игры «Занимательные фигуры» или «Назови одним словом»; уточните, знает ли он времена года, дни недели, названия зверей и птиц; умеет ли связно рассказать о каких-либо событиях. Это поможет вашему малышу закрепить полученные знания и умения, обрести уверенность в себе.

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ

Она включает в себя ряд очень важных аспектов, от сформированности каждого из которых зависит успешность подготовки к школе и дальнейшее обучение. Если ребёнок  - маленькое неокрепшее растение, то для его успешного роста и развития необходимы крепкие корни. Давайте решим, что же следует под этим подразумевать. Есть мнение, что под сильными корнями следует понимать познавательные психические процессы: зрительную и слуховую память, мышление, внимание и творческое воображение. От того, насколько хорошо они развиты, будет во многом зависеть успешность интеллектуальной готовности к обучению. Но, развивая способности ребенка, следует знать один важный секрет. Я хочу продемонстрировать простой опыт.

Представьте себе наклонную плоскость и шар. Что нужно сделать, чтобы шар покатить вверх по наклонной плоскости? (Приложить усилия). А чтобы вниз? (Скатится сам, без усилий).

Итак, чтобы шар двигался по наклонной плоскости вверх, необходима определенная движущая сила. Она должна быть стабильна и постоянна. В противном случае шар неизбежно начнет движение в обратную сторону. Мы с вами убедились в этом. Шар – это умственная деятельность человека. Секрет заключается в том, что наш ум требует постоянной загрузки. Развитие и обучение должно быть стабильно и постоянно. Стоит нам на время сделать перерыв – и наверстывать упущенное будет нелегко. В развитии интеллекта нет «стоячего» положения. И если мы не движемся вперед, то неизбежно движемся назад. Но как сделать так, чтобы ребенок захотел учиться, узнавать новое, постоянно двигаться вперед?

Высокий уровень обучаемости связан с познавательной активностью. Известный детский писатель С.Я. Маршак писал:

Он взрослых изводил вопросом «почему?»,

Его прозвали «маленький философ»,

Но только он подрос, как начали ему

Преподносить ответы без вопросов.

С тех пор он больше никому

Не досаждал вопросом «почему?».

Не отмахивайтесь от детских вопросов. Дети наблюдательны, но им не хватает жизненного опыта, чтобы правильно оценить и истолковать наблюдаемые события. Но помните, что как только интересное и новое станет рутинным, обязательной повинностью, оно не принесет ожидаемого результата, познавательный интерес ребенка постепенно угаснет. И еще одним важным секретом я бы хотела поделиться с вами.

Представьте себе картину: мама кормит малыша  кашей. Ей гораздо проще и удобнее взять самой ложку, набрать каши и поднести ее ко рту малыша, которому останется только проглотить еду. При таком способе кормления и время экономится, и нет риска, что всё вокруг окажется в каше.

Представьте себе картину: мама кормит малыша  кашей. Здесь ребенок ест сам, перепачкав все вокруг. Мама находится рядом. Конечно, в этом случае и маминого драгоценного времени уходит больше, и хлопот существенно прибавляется. Оба способа приведут к желаемому результату – ребенок будет накормлен. Но первый малыш просто поел каши, тогда как второй приобрел неоценимый житейский опыт, хотя и создал столько неудобств маме. Пока первый ребенок ел, второй – учился! И не просто учился есть, а учился управлять своим телом, координировать движения, сохранять терпение. Ведь такое простое действие, как набрать в ложку каши, а потом поднести ложку ко рту, не выронив содержимое, не говоря уже о том, чтобы попасть ложкой в рот, – серьезный труд!

Но взрослые чаще создают первую ситуацию. Так удобнее нам, взрослым. Мы сами застегиваем пуговицы, стираем, завязываем шнурки, заправляем постель, собираем игрушки за детьми. А через несколько лет удивляемся тому, что наш ребенок несамостоятелен, безответствен, безынициативен. Он привыкает к тому, то за него всё делают и всё решают. Секрет в том, что в детях надо развивать самостоятельность, поощрять инициативность, замечать их успехи в изучении окружающего мира и помогать учиться новому, а не делать всё за них.

А теперь давайте вновь вернемся к нашему дереву. Достаточно ли только хорошо развитой корневой системы? Конечно, для того чтобы дерево зацвело и принесло плоды, его необходимо поливать и удобрять почву. И если под корнями мы подразумеваем познавательные процессы, то под драгоценной влагой для нашего дерева следует понимать веру в ребенка, поддержку, оптимизм, поощрение, ответственность многое другое.

Почвой же, питающей корни и способствующей росту всего дерева является мотивация. Будет ли человек прилагать старания, занимаясь каким-либо делом, не зная, зачем он это делает?

Тогда скажите: «желание пойти в школу» и «желание учиться» - это одно и то же? Нет. Если ребенок идет в школу ради нового ранца, модного школьного костюма или потому, что «в школе не надо спать», «там будут мои друзья из детского сада» и т.п., то его привлекают лишь внешние стороны обучения. Тогда основной деятельностью ребенка в школе является учение, узнавание нового.

Поэтому главное, что должно быть сформировано, – желание учиться!

Давайте будем вкладывать в своих малышей только хорошее, доброе и вечное! И тогда они непременно порадуют нас своими успехами в будущем.

Воспитание детей – сложный процесс. Проявите изобретательность в выборе средств воспитания, а главное – не забывайте, что одно из самых надежных – добрый пример родителей. Почаще возвращайтесь памятью в свое детство – это хорошая школа жизни. Готовьте ребенка к школе настойчиво, умно, соблюдая меру и такт. Тогда учение не будет мучением ни для ребенка, ни для вас.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.