Новости проекта
Подписывайтесь на нас ВКонтакте!
Голосование
Чем бы Вы хотели, чтобы Ваш ребенок занимался в шестой школьный день
Всего 87 человек

Я - педагог XXI века

Дата: 25 марта 2015 в 15:30, Обновлено 23 августа в 21:29

Учитель биологии  Чавлытко С.В.

Я – педагог… Педагог XXI века. Какое же имя пристало нашему веку? Ведь существует определенные названия для XVIII века - Век Просвещения, для XIX века – Век Реализма. Условность? Да, но она позволяет очертить облик времени. Может, имя XXI веку – «атомный», «ядерный», «космический», «компьютерный», «век масс», «век электроники», «век генетики», «век кибернетики», «век скоростей», «век технологий», «век катастроф»? Одним словом, век мощи и мощностей. Невольно вспоминаются строчки из стихотворения В. Хлебникова:

Могун, я могею!

Моглец, я могу! Могей, я могею!

Могей, моё я…

Человек всего лишь маленькая песчинка в этом огромном, мощном, могущественном мире. Как не потеряться? Как научиться идти в ногу со временем? Не поддаваться всякого рода соблазнам современности? Как не оступиться?

Жизнь в последнее десятилетие стала интересной и разнообразной. Благодаря новым технологиям, мы можем общаться, находясь за сотни километров друг от друга, в считанные секунды найти нужную нам информацию. Но всё ли так безоблачно?

Многим детям уже не интересны уроки в школе. Они считают, что во всём могут ориентироваться сами, «прогуливаясь» по необъятным просторам интернета.

Настал век с огромным информационным полем. Как не потеряться ученикам в этой бездне? Кто сможет помочь обработать информацию, которую они ежеминутно получают?

Конечно же, учитель! Но для этого педагог должен уметь ориентироваться в современных технологиях и разумно применять их на уроках.

Системно-деятельностный подход – основа в работе современного педагога. Нужно стараться учить детей самостоятельности в поисках необходимой информации. Учитель мне представляется куратором, ведущим детей в нужном направлении.

Учитель XXI века – это человек, умеющий вести со своими учениками эвристический диалог с помощью «открытых» вопросов, получая от них интересные и  самостоятельные ответы.

Каждый учитель – это исследователь и экспериментатор в своей области. Не важно, что многое уже давно исследовано и доказано, ученику важно дать возможность самому докопаться до истины. Это трудно, но ценно.

Между учителем и учеником на уроке должно быть взаимопонимание, к чему приводят творческие задания и игры.

Каждый ребёнок – это индивидуальность, каждый из учеников имеет своё мнение. Учитель – это человек, который должен выслушивать и ценить мнение каждого, ни в коем случае не навязывать свою точку зрения, а обобщать услышанное, приходя к общему заключению.

Современный педагог никогда не должен останавливаться на достигнутом. Поиск новых приёмов и методов обучения – вот основная его задача.

Вот таким я представляю себе педагога XXI века: суперчеловек, многогранно, разносторонне развитая личность, гений своего дела, «могун», «моглец», «могей»…

Учитель изобразительного искусства

Завьялова Е.И.

XXI век – время невероятных технологий, компьютерных разработок, время самых разных возможностей.

Это время, когда информацию можно передать за секунды в любую точку планеты, когда благодаря всемирной сети Интернет можно поделиться опытом со всем миром, а можно и научиться тому, что раньше казалось доступно только через школы и курсы.

Это время активных, деятельных людей, которые чувствуют себя комфортно в невероятно быстром темпе жизни. Они полны сил, идей, готовы постоянно впитывать в себя новую информацию, они очень мобильны и гибки, быстро воспринимают всё новое.

XXI век – это время именно таких людей, а значит и таких педагогов.

Набирают популярность социальные сети? Не проблема: педагог использует этот факт и для того, чтобы поддерживать интерес  учащихся к своему предмету и во внеурочное время, и также для того, чтобы участвовать в сообществах педагогов со всего мира, чтобы впитывать в себя новые идеи и разработки коллег, а затем применять это в своей деятельности.

Веб-конференции, облачные технологии, Интернет-презентации и виртуальные доски? Этими словами вы не удивите педагога XXI века. И не просто потому, что он молод, а потому, что ему самому интересно воспользоваться всеми этими новшествами, чтобы сделать процесс обучения более эффективным, подстроить его под потребности нового поколения.

Педагог XXI или XIX века – в любом случае, на мой взгляд, это человек, погруженный в своё дело целиком, отдающий работе всего себя, а самое главное – это человек, который не «застывает», готовый всегда учиться и радующийся любой такой возможности.

Могу ли я полностью отнести к себе все эти определения?.. Кто-то с гордостью может сказать, что он педагог XXI века, наверняка многие узнали бы в этом описании себя. В моём же случае всё иначе: тезис «я – педагог XXI века» звучит для меня скорее просто как констатация того факта, что я работаю педагогом в определенный промежуток XXI века.

Учитель истории

Лукашевич Р.И.

Учитель живет до тех пор, пока учится;

как только он перестает учиться,

 в нем умирает учитель.

К.Д. Ушинский

    

Однажды на глаза мне попалась притча…

Один человек захотел найти идеального учителя. Он побывал в разных школах, учился разным наукам, многое познал. Но ни один учитель не мог удовлетворить его. Тот был слишком тих, другой слишком резок, третий - требователен, четвертый ленив. И вот повстречал этот человек ИДЕАЛЬНОГО УЧИТЕЛЯ. Пал он пред ним на колени и сказал: "Учитель, я исходил много земель, я пытался найти совершенного учителя. Ты - идеал. Возьми меня в ученики!" Учитель окинул просящего взглядом и ответил: "Не могу. " "Но почему?" - воскликнул тот. "Просто Я ищу ИДЕАЛЬНОГО ученика".

Вспоминая данный случай, я задаюсь вопросом, каким же должен быть современный учитель, чтобы его могли назвать идеальным? Ведь очень важно, чтобы учитель шел в ногу со временем, общался с детьми на их языке. Кроме этого, он должен хорошо владеть компьютерными технологиями.

Современный учитель – это учитель-исследователь, научный руководитель учащихся.

Учитель XXI века должен иметь активную гражданскую позицию, иметь свои взгляды на развитие общества.

Учитель должен быть личностью. Ведь только личность может воспитать личность. А для этого нужно много учиться, работать над собой, уметь изменяться, идти в ногу со временем.

Для меня учитель XXI века – это такой человек, который не теряется в потоке информации, который может правильно использовать ее, умеет обработать её и преподнести в свете новых технологий. Тот, чьи уроки не скучные, а насыщенные разнообразными видами деятельности. Этот человек должен быть эрудированным и готовым принять различные субъективные мнения. Учитель должен быть исследователем и экспериментатором. 

Я убеждена в том, что учитель XXI века, как и во все времена, должен быть интересным, справедливым и строгим, понимающим и искренним, уважающим и ценящим своих учеников, он не только должен нести новое детям, но и осуществлять связь времен и поколений, - без этого будущее немыслимо.

Задача современного учителя - учить детей и одновременно учиться самому, чтобы новое поколение чувствовало в нем человека, живущего их временем, их интересами.

В связи с этим вспоминаются слова немецкого педагога Адольфа Дистервега: «Задачей воспитателя и учителя остается приобщить всякого ребенка к общечеловеческому развитию и сделать из него человека раньше, чем им овладеют гражданские отношения».

Профессия учителя одна из самых важных в современном мире.  Именно от  усилий педагога зависит будущее человека. Учитель XXI века не только способствует формированию знаний, умений, навыков, но и помогает каждому ребенку сформироваться как личности, развивает желание преодолевать жизненные трудности, учит правильно оценивать свои поступки и результаты собственного труда.  Быть современным учителем трудно, но возможно! Главное, надо учиться быть счастливым. У счастливого педагога ученики в школе испытывают состояние гармонии: какими бы они ни были, каждую минуту они чувствуют, что их любят и желают им добра.

Учитель начальных классов

Залога Т.Г.

Педагог… Как много в этом слове. Педагог это и учитель, и родитель, и брат или сестра, и друг, а иногда и соперник.

Во все времена педагог был образцом для подражания. Каждый из нас хотел быть похожим на своего учителя. Еще Дистерверг отметил что «Самым важным явлением в школе, самым поучительным предметом, самым живым примером для ученика является сам учитель».

Педагог 21 века – это особая роль, а иногда и вызов. В наш век, когда дети все больше времени проводят за компьютерными играми, телевизорами, телефонами, на плечи учителя ложится тяжкий вызов стать настоящим другом для детей, помочь им сделать, может иногда тяжелый, но правильный выбор.  Для достижения данной цели учителю необходимо сочетать в себе много личностных черт, таких как доброта, понимание, отзывчивость, сочувствие, но в тоже время учитель не может быть мягкотелым или слишком поддающимся прихотям учащихся. Ему должны быть присущи определенная строгость, холодность, настойчивость. Но самое главное качество, без которого никто не станет настоящим педагогом – это любовь к детям. Без любви мы не сможем достичь ни одной желаемой цели, будь то дети 6-летнего возраста, либо 15-летние юноши и девушки.

Сеятели разумного, доброго, вечного -  говорят об учителях. Так каким же должен быть настоящий учитель 21 века?

Учитель должен иметь твердо установившийся характер. Человек с твердым характером имеет определенные правила и цели, с ними согласует свои слова, мысли и поступки. Слабохарактерность или бесхарактерность в воспитателе хуже всего. Если человек сегодня запрещает то, что разрешал вчера, сегодня желает одного, завтра другого, сегодня следует одним правилам, а завтра другим, сегодня слаб, завтра жесток или говорит одно, а делает другое, то как можно назвать его воспитателем! Характер дает человеку устойчивость, последовательность в действиях и нравственную силу, которая особенно отражается на дисциплине в школе.

Учитель обязан быть справедливым. Всякая несправедливость, пристрастие тяжело отзываются на учениках. Учителю нельзя иметь любимцев, которым бы все прощалось, он должен стараться беспристрастно относиться ко всем, особенно в наградах и наказаниях, опасаться действовать по произволу или под воздействием сиюминутных впечатлений. Прежде чем решиться на принятие мер, необходимо все обдумать – следовательно, учитель должен иметь рассудительность, спокойствие духа и самообладание. Все эти качества нужны, чтобы авторитет учителя высоко ценился и чтобы дети относились к нему с полным доверием.

Хороший учитель должен быть ласковым и приветливым. Эти качества привлекают детей, в отличие от чрезмерной суровости, угрюмости, крика и брани. Но ласковость не должна быть притворной и сентиментальной, она должна быть искренней и исходить из доброго, любящего сердца. Следует помнить, что радостное настроение детей способствует успеху в учении, а боязливое их угнетает.

Дети очень внимательны к окружающим людям, поэтому хороший учитель должен следить за своим внешним видом и поведением. Всего приличнее для учителя опрятность и простота, они недорого стоят и всякому доступны. Внешность хорошего учителя характеризуется степенностью, спокойствием и важностью в движениях, твердой походкой, прямым открытым взглядом, приветливым выражением лица, ясной и отчетливой речью, умением держать себя с достоинством. Если учитель вечно нахмурен и сердит, то он самим своим видом отталкивает и устрашает учеников.

Чрезмерная торопливость, вертлявость, неумеренная жестикуляция, изысканность манер могут вызывать в учениках смех и передразнивание. Вялая медлительность в речи и движениях рождает в классе скуку и сонливость. Природный недостаток живости может быть отчасти восполнен искусством и усердием, следует только остерегаться преувеличения и изысканности. Живость и энергия учителя сообщаются ученикам и дают бодрое и радостное настроение классу. Живость обнаруживается в речах, в лице, в приемах обучения, в разнообразии занятий, в умении заинтересовать всех учеников и привлечь их к общей работе. Плохо, если учитель бесцельно бегает по классу, но не очень хорошо, если он сидит целые уроки, как пригвожденный, у своего стола. Во всем нужны мера и такт.

Таким образом, педагог 21 века должен сочетать в себе множество черт, но самое главное он должен любить свою работу и детей.


Учитель изобразительного искусства

Буйко А.А.

На всем протяжении развития педагогики за сменой исторических эпох следовала смена различных типов педагогов: античный педагог; средневековый педагог-догмат, строго следующий канонам схоластики; более свободный разумом педагог эпохи Возрождения; нравоучительный и немного наивный педагог-просветитель... Наступил XXI век и новое тысячелетие, а с ними - и новое время.

Каким же должен быть учитель XXI века? Сегодня много говорят о компетентности учителя, о его профессионализме, индивидуальном стиле работы, об имидже учителя, ведь педагог не только учит, но и воспитывает, а воспитание достойного поколения XXI века –  огромная ответственность и нелёгкий труд. Времена меняются, меняются и дети, но учителю всегда нужно для себя определить смысл своей работы, свои методы.

В моем представлении учитель XXI века – это прежде всего друг по отношению к детям, их помощник, советчик и союзник. Не человек, дающий готовые истины, а искатель, странник, всегда находящийся в пути. Этот поиск должен быть присущ как молодому, так и опытному учителю. Будучи преподавателем изобразительного искусства и, само собой, творческим человеком, я уверен в том, что постоянное движение вперед, изучение нового, личностное развитие и рост – необходимые компоненты для достижения педагогического мастерства и выражения своего творческого потенциала.

Без сомнения, хороший учитель всегда учится сам. Учится, работая над собой, учится, когда передает свои знания другим. «Чтобы открыть перед учеником искорку знаний, учителю надо впитать  море света, ни на минуту не уходя от лучей сияющего солнца знаний»  (В.А.Сухомлинский).  Работая над собой, я всегда помню о том, что непререкаемым авторитетом для детей должны стать мои личностные качества как педагога, мои знания и жизненный опыт. Авторитет в моём понимании – это не требование беспрекословного послушания, авторитарное управление ребёнком, а постоянное духовное общение с детьми, взаимное проникновение в мир мыслей, чувств, переживаний друг друга. Поэтому я, как современный учитель,  не только учу детей, но и сам учусь у своих учеников.

Кроме того, учитель должен идти в ногу со временем: использовать в своей работе инновации, компьютерные технологии, различные методики, должен в совершенстве владеть преподаваемым материалом. Но прежде всего он должен быть человеком с большой буквы. Не так уж важно, кто ты: преподаватель математики или истории, инженер или финансист – будь тем самым человеком! А им ты можешь быть при одном условии: умей видеть человека в других, даже самых маленьких.

Пробудить заложенное в каждом ребенке творческое начало, научить трудиться, помочь понять и найти себя для радостной, счастливой будущей жизни – к этому стремлюсь в меру своих сил и способностей.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.